Оперативный совет по телефону от практикующего юриста
Первая консультация по делу - бесплатно!
Москва и область Санкт-Петербург и область Федеральный номер для регионов
8 (499) 638-44-96 доб. 973 8 (812) 309-52-81 доб. 615 8 (800) 333-45-16 доб. 334

Кодекс Российской Федерации об Административном Судопроизводстве

|   Мнения и комментарии   |   Публикации в СМИ   |   Изменения, новости, аналитика   |   Разъяснения Верховного Cуда РФ   |
     
     
Раздел I. Общие положения
Основные положения. Глава 1
Подведомственность и подсудность административных дел судам. Глава 2
Состав суда. Отводы. Глава 3
Лица, участвующие в деле, и другие участники судебного процесса. Глава 4
Представительство в суде. Глава 5
Доказательства и доказывание. Глава 6
Меры предварительной защиты по административному иску. Глава 7
Процессуальные сроки. Глава 8
Судебные извещения и вызовы. Глава 9
Судебные расходы. Глава 10
Раздел II. Меры процессуального принуждения
Меры процессуального принуждения. Глава 11
Раздел III. Общие правила производства в суде первой инстанции
Предъявление административного искового заявления. Глава 12
Подготовка административного дела к судебному разбирательству. Глава 13
Судебное разбирательство. Глава 14
Решение суда. Глава 15
Приостановление производства по административному делу. Глава 16
Прекращение производства по административному делу. Глава 17
Оставление административного искового заявления без рассмотрения. Глава 18
Определение суда. Глава 19
Протоколы. Глава 20
Раздел IV. Особенности производства по отдельным категориям административных дел
Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов. Глава 21
Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями , должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Глава 22
Производство по административным делам, рассматриваемым дисциплинарной коллегией Верховного Суда Российской Федерации. Глава 23
Производство по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в реферндуме граждан Российской Федерации. Глава 24
Производство по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Глава 25
Производство по административным делам о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок. Глава 26

Производство по административным делам о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации. Глава 27

Производство по административным делам о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении. Глава 28

Производство по административным делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Глава 29

Производство по административным делам о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке. Глава 30

Производство по административным делам о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке. Глава 31

Производство по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций. Глава 32

Раздел V. Упрощенное (письменное) производство по административным делам

Рассмотрение административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства. Глава 33

Раздел VI. Производство в суде апелляционной инстанции

Производство в суде апелляционной инстанции. Глава 34

Раздел VII. Пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений

Производство в суде кассационной инстанции. Глава 35

Производство в суде надзорной инстанции. Глава 36

Производство по пересмотру вступивших в законную силу судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Глава 37

Раздел VIII. Процессуальные вопросы, связанные с исполнением судебных актов по административным делам и разрешаемые судом

Процессуальные вопросы, связанные с исполнением судебных актов по административным делам и разрешаемые судом. Глава 38

Раздел IX. Заключительные положения

Порядок введения в действие настоящего кодекса. Глава 39
 
     
 

Статьи и отзывы СМИ о КАС РФ

 
     
 
 
     
 

Что меняет КАС в привычном порядке судебных жалоб граждан?

 
 

С 15 сентября этого года вступает в силу Кодекс административного судопроизводства — документ, вводящий новый порядок рассмотрения для многих типов судебных дел.

 
 

Первое. Представителями в суде по тем административным делам, которые подпадают под КАС, могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование.

Второе. Если граждане захотят оспорить в суде регионального уровня или в Верховном суде РФ законы и другие нормативные правовые акты (например, постановления правительства), но сами они не имеют диплома юриста, они смогут вести в суде дело только с участием представителя. Как уже сказано, имеющего высшее юридическое образование

Третье. Сторона, проигравшая в административном  суде, в обязательном порядке будет оплачивать «все понесенные по делу судебные расходы».

Наконец, последний важный аспект: закон о введении КАС в действие устанавливает, что дела, не завершенные в судах до 15 сентября 2015 года, будут заканчиваться уже в порядке, предусмотренном КАС.

Подробности в "Новой Газете", статья Бориса Вишневского "НеприКАСаемые" >>>

 
     
     
 

Спорить с государством станет проще, но дольше

 
 

Новые правила спора граждан с государством: судить станут дольше, а иски надо будет подавать быстрее, зато это можно будет сделать по электронной почте.

 
 

... Документ был разработан по поручению президента, который впервые заговорил о необходимости создания административной юстиции в своей предвыборной программе 2012 г. Верховный суд добивался создания административных судов уже более 10 лет, но подготовленный им законопроект до сих пор лежит в Госдуме без движения. Ведомости >>>

 
     
     
 

Путин предписал госслужащим отвечать перед гражданами по новой форме судов

 
 

 

 
 

В 2014 году в России появится новая ветвь судебной власти — административные суды, которые станут вызывать на ковер чиновников, обидевших своими решениями граждан и юрлиц. Доказывать свою правоту придется не истцам, а тем, кто ущемил их интересы. Эксперты приветствуют нововведение, но сомневаются, что новые суды заработают на полную мощь, не отделившись структурно от судов общей юрисдикции. РБК Daily >>>

 
     
     
 

Административная юстиция осталась без судов

 
 

...Неожиданным стал отказ Кремля от создания системы судебных районов, не совпадающей с административно-территориальным делением регионов. Такая "нарезка" должна была максимально обеспечить независимость судей от исполнительной власти...

 
 

...Президентский Кодекс об административном судопроизводстве (КоАС) должен заменить залежавшийся без рассмотрения с 2006 года одноименный законопроект ВС. По данным источников "Ъ", близких к администрации президента, новая версия закона так же разработана ВС, но Вячеславу Лебедеву удалось пролоббировать, чтобы она была внесена Владимиром Путиным. Коммерсантъ >>>

 
     
     
 

Человек против системы

 
 

… документ призван усовершенствовать процедуру разрешения споров граждан с органами государственной власти и местного самоуправления… нормы кодекса должны снизить возможность давления на судей или их подкупа… проектом предусмотрены миллиардные расходы на осуществление реформы

 
 

… прописаны процедуры ведения судебных процессов между гражданами и госорганами, цель которых – минимизировать возможность давления на суды со стороны чиновников, коррупцию и случаи судебного усмотрения. Новые Известия >>>

 
     
     
 

Суд над властью

 
 

Президент требует от Госдумы скорейшего принятия пакета законопроектов по введению административного производства.

 
 

...Впрочем, предлагаемая схема вообще выглядит настоящей сказкой, и можно предположить, что реальная судебная практика многие заложенные в КАСе идеальности грубо откорректирует. Однако все равно для власти с 1 января 2014 года явно настанут более трудные, чем теперь, времена. Независимая Газета>>>

 
     
     
 

Россияне будут судиться с государством в особых судах

 
 

...Пакет законопроектов, внесенный президентом в Госдуму, реализует положение Конституции, которое «спит» почти 20 лет.

 
 

...Концепция реформы сводится к тому, что те же судьи судов общей юрисдикции будут, наряду с гражданскими, уголовными делами и делами об административных правонарушениях рассматривать и т.н. «административные дела», руководствуясь специальным Кодексом об административном судопроизводстве. МК >>>

 
     
     
 

Болевой прием

 
 

Этот документ должен уравнять в судебном споре рядового гражданина с чиновником даже высокого ранга.

 
 

В проекте кодекса детально прописывается специальная процедура рассмотрения подобных дел. Как задумывается, она не позволит сильному обидеть слабого. Суд поможет человеку собрать необходимые доказательства, спрятанные в чиновничьих сейфах. А граждане смогут объединяться и подавать коллективные иски в защиту своих прав. Российская Газета >>>

 
     
     
 

В Госдуму внесён проект Кодекса административного судопроизводства и связанные с ним проекты федеральных законов

 
  Президент внёс в Государственную Думу проект Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и связанные с ним проекты федеральных законов «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» и проект федерального конституционного закона «О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации».  
 

1. Проект Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – проект) подготовлен в целях реализации положений статьи 46 (части 1 и 2), статьи 118 (часть 2), статьи 126 Конституции Российской Федерации, а также статьи 1 (часть 3), статьи 19 (часть 1) Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», статьи 4 (части 1 и 2) и статьи 9 (часть 1), статьи 17 (часть 2) и статьи 34 (часть 1) Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» посредством регулирования порядка осуществления судами общей юрисдикции административного судопроизводства. Президент.рф >>>

 
     
 
 
 
Создание, поддержка и оптимизация Реклама и объявления
 
     
     
Позиция ВC РФ по КАС РФ
Вопросы применения Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

В обзоре судебной практики 3 (2015) от 25.11.2015 Верховный суд РФ разъяснил свою позицию относительно применения КАС РФ в ответах на вопросы, возникающие в судебной практике >>>

О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства
В постановлении Пленума ВС РФ №50 от 17.11.2015 разъяснено, что судебная защита прав, свобод и законных интересов граждан и организаций при принудительном исполнении судебных актов, актов других органов и должностных лиц осуществляется в порядке искового производства по нормам соответствующих сводов законов с учетом распределения компетенции между судами >>>