Оперативный совет по телефону от практикующего юриста
Первая консультация по делу - бесплатно!
Москва и область Санкт-Петербург и область Федеральный номер для регионов
8 (499) 638-44-96 доб. 973 8 (812) 309-52-81 доб. 615 8 (800) 333-45-16 доб. 334

Кодекс Российской Федерации об Административном Судопроизводстве

|   Мнения и комментарии   |   Публикации в СМИ   |   Изменения, новости, аналитика   |   Разъяснения Верховного Cуда РФ   |
     
     
Раздел I. Общие положения
Основные положения. Глава 1
Подведомственность и подсудность административных дел судам. Глава 2
Состав суда. Отводы. Глава 3
Лица, участвующие в деле, и другие участники судебного процесса. Глава 4
Представительство в суде. Глава 5
Доказательства и доказывание. Глава 6
Меры предварительной защиты по административному иску. Глава 7
Процессуальные сроки. Глава 8
Судебные извещения и вызовы. Глава 9
Судебные расходы. Глава 10
Раздел II. Меры процессуального принуждения
Меры процессуального принуждения. Глава 11
Раздел III. Общие правила производства в суде первой инстанции
Предъявление административного искового заявления. Глава 12
Подготовка административного дела к судебному разбирательству. Глава 13
Судебное разбирательство. Глава 14
Решение суда. Глава 15
Приостановление производства по административному делу. Глава 16
Прекращение производства по административному делу. Глава 17
Оставление административного искового заявления без рассмотрения. Глава 18
Определение суда. Глава 19
Протоколы. Глава 20
Раздел IV. Особенности производства по отдельным категориям административных дел
Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов. Глава 21
Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями , должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Глава 22
Производство по административным делам, рассматриваемым дисциплинарной коллегией Верховного Суда Российской Федерации. Глава 23
Производство по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в реферндуме граждан Российской Федерации. Глава 24
Производство по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Глава 25
Производство по административным делам о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок. Глава 26

Производство по административным делам о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации. Глава 27

Производство по административным делам о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении. Глава 28

Производство по административным делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Глава 29

Производство по административным делам о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке. Глава 30

Производство по административным делам о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке. Глава 31

Производство по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций. Глава 32

Раздел V. Упрощенное (письменное) производство по административным делам

Рассмотрение административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства. Глава 33

Раздел VI. Производство в суде апелляционной инстанции

Производство в суде апелляционной инстанции. Глава 34

Раздел VII. Пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений

Производство в суде кассационной инстанции. Глава 35

Производство в суде надзорной инстанции. Глава 36

Производство по пересмотру вступивших в законную силу судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Глава 37

Раздел VIII. Процессуальные вопросы, связанные с исполнением судебных актов по административным делам и разрешаемые судом

Процессуальные вопросы, связанные с исполнением судебных актов по административным делам и разрешаемые судом. Глава 38

Раздел IX. Заключительные положения

Порядок введения в действие настоящего кодекса. Глава 39
 
     
 

Комментарии к КАС РФ

 
     
 
 
     
     
 

Сергей Бородин

 
  Управляющий партнер Адвокатской конторы «Бородин и Партнеры»  
 

Одной из проблем правопонимания может стать норма ч. 4 ст. 57 Кодекса административного судопроизводства РФ, согласно которой «Полномочия адвоката на ведение административного дела в суде удостоверяются в соответствии с федеральным законом».

Полагаю, под федеральным законом законодатель подразумевал именно ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», согласно ч. 2 ст. 6 которого в случаях, предусмотренных федеральным законом, адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием. В иных случаях адвокат представляет доверителя на основании доверенности. Никто не вправе требовать от адвоката и его доверителя предъявления соглашения об оказании юридической помощи (далее также - соглашение) для вступления адвоката в дело.

Так как же по мнению законодателей должны и могут быть оформлены полномочия адвоката на ведение административного дела в суде? На какой именно федеральный закон нас отсылают?

Яркой иллюстрацией проблематики Кодекса административного судопроизводства РФ стала и его норма ч. 3 ст. 55, согласно которой «Представители должны представить в суд документы о своем образовании, а также документы, удостоверяющие их статус и полномочия», ч. 1 ст. 55, согласно которой «представителями в суде по административным делам могут быть лица… имеющие высшее юридическое образование».

Что может быть более абсурдным, чем требовать от адвоката диплом юридического факультета?!

Норма ч. 1 ст. 9 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» прямо предусматривает, что решение о присвоении статуса адвоката принимает квалификационная комиссия адвокатской палаты субъекта РФ после сдачи лицом, претендующим на приобретение статуса адвоката, квалификационного экзамена, а норма ч. 1 ст. 2 указанного закона говорит о том, что адвокатом является лицо, получившее в установленном настоящим Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Очевидно, лицо, обладающее статусом адвоката, априори является профессионалом в области права.

Между тем лицо, обладающее статусом адвоката, может и не иметь высшего юридического образования, однако может обладать ученой степенью кандидата юридических наук. Насколько последователен был законодатель, принижая профессиональный авторитет адвоката с ученой степенью кандидата юридических наук, не имеющего высшего юридического образования, скажем, перед бывшим студентом-двоечником — выпускником юридического факультета, не проработавшего по специальности ни дня, который, если следовать букве закона, вправе быть представителем по административным делам? >>>

 
     
     
 

antiorange

 
  юзернейм  
 

Дело по обжалованию отказа районной администрации по программе "Социальная ипотека" суд рассматривал в соответствии с КАС РФ (хотя заявление было подано как исковое до 15.09.2015г.). Решение суд вынес в середине октября 2015 г., оно вступило в законную силу, меня поставили на учет.

В середине ноября я подал аналогичное заявление (с теми же лицами, основания аналогичны) по обжалованию отказа районной администрации по программе "Жилье для российской семьи". Оформил его в соответствии с КАС как административное исковое заявление о признании незаконным решения органа местного самоуправления.

Другой судья того же райсуда вынес определение об отказе в принятии вышеуказанного административного искового заявления. Как написано в определении суда, суд пришел к выводу, что между мной и райадминистрацией имеется спор, который подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, урегулированного Гражданским процессуальным кодексом РФ, в связи с чем административное исковое заявление об оспаривании решения органа местного самоуправления не может быть рассмотрено в порядке административного судопроизводства, предусмотренного Кодексом административного судопроизводства РФ. Также суд разъяснил, что данный отказ не препятствует мне обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением в порядке гражданского судопроизводства.

Я был удивлен. Пошел на прием к председателю суда. Председатель сказал, что да, действительно, такая проблема существует, в сентябре-октябре полагали, что такие дела рассматриваются в соответствии с КАС, а теперь им спускают указания, что подобные дела нужно рассматривать не по КАС, а по ГПК. Посоветовал убрать из заявления слово "Административное" и упоминания про КАС и снова подавать как исковое заявление. Что я и сделал. Суд (тот же судья) принял исковое заявление к производству и назначил заседание.

Административное исковое заявление я подал за полторы недели до истечения срока обжалования (3 месяца по КАС). Исковое заявление я подал уже через несколько дней после истечения срока обжалования 3 месяца (пока суд вынес определение об отказе, пока я узнал - прошло время). >>>

 
     
     
     
     
 

Комментарии к проекту КАС РФ

 
     
 

Валерий Шухардин

 
  юрист движения «За права человека»  
  Эти главы (24-25 ГПК) определяют процедуру судопроизводства, она отличается от обычной исковой процедуры в гражданском процессе. И здесь часто возникают запутанные ситуации по поводу обязанности доказывания сторонами своих позиций, доводов. Бывает очень затруднительно доказывать, например, незаконность действий органов власти, должностных лиц, потому что информация находится в этих органах власти и недоступна для людей. То есть принципы гражданского судопроизводства часто бывают сложно применимы.  
     
     
 

alexsilver

 
  юзернейм  
  Меня, к примеру, среди прочих заинтересовали новации в области избирательного права. Срок подачи заявлений об отмене результатов снижен до 6 месяцев. Ну и граждане и наблюдатели, конечно же, подавать не могут (231 п.14, 232 п. 2).  
     
     
 

Сергей Насонов

 
  член Независимого экспертно-правового совета  
  Это только пошло бы на пользу нашему населению, потому что было бы больше гарантий, больше ясности, больше четкости. Потому что сейчас, если мы откроем КоАП и зададимся простым вопросом: на постановление судьи по делу об административном правонарушении какая жалоба подается – апелляционная или какая-то другая, ответа не найдем. Некоторые судьи называют ее апелляционной, некоторые вообще никак не называют, в итоге происходит произвол.  
     
     
 

Вячеслав Лебедев

 
  председатель Верховного Суда РФ  
  В процедуре административного производства не гражданин, обратившийся в суд, а орган государственной власти, должностное лицо будут обязаны доказывать суду правоту принятых решений, которые ограничили права и законные интересы заявителя.  
     
     
 

Павел Одинцов

 
  Руководитель пресс-службы Верховного Суда РФ  
  Мы на протяжении длительного времени сами принимали в этом процессе активное участие и по-настоящему рады президентской инициативе, потому что поставлена точка в долгой истории. Действительно крайне важно, что в первую очередь будут защищены интересы граждан. Важно также, что и Конституция будет реализована, поскольку в проекте зафиксировано, что  административное судопроизводство – прерогатива судов общей юрисдикции.  
     
     
 

Владимир Радченко

 
  бывший заместитель председателя Верховного Суда РФ  
  Административное судопроизводство должно быть отделено от судов общей юрисдикции по примеру военных судов либо вообще существовать отдельно, это позволит территориально разделить суды и чиновников. Ведь у нас часто граждане судятся с администрацией, представители которой явно смогут оказывать сильное влияние на решения, принимаемые такими коллегиями.  
     
     
 

Валентин Соловьев

 
  доктор юридических наук  
  Наука по-разному трактует место, роль и полномочия административных судов, например опыт некоторых стран континентальной Европы заключается в полной автономии судов, рассматривающих админи­стративные дела, начиная с нижестоящего и заканчивая верховным судом.  
     
     
 

Валентин Гефнер

 
  директор Института прав человека  
  Привязка к судам общей юрисдикции может зарубить на корню хорошее начинание, поскольку судьи на местах уже срослись с местными чиновниками и разорвать эти связки сразу не получится.  
     
     
 

Эдуард Лимонов

 
  Писатель  
  Мою организацию репрессируют 18 лет, и просвета не видать, поэтому я не верю, что вдруг в стране появится какой-то справедливый суд, который сможет приструнить чиновников.  
     
     
 

Вадим Клювгант

 
  Адвокат  
  Смысл административного судопроизводства состоит в том, чтобы защитить слабую сторону от сильной. Но тот вариант административного судопроизводства, который заложен в пакет президентских законопроектов, ничем не усиливает позиции гражданина, депутаты примут этот проект с радостью и отрапортуют под фанфары, что это еще один демократический шаг ко всему хорошему, а на практике же якобы ничего не изменится или даже станет еще хуже.  
     
 
 
 
Создание, поддержка и оптимизация Реклама и объявления
 
     
     
Позиция ВC РФ по КАС РФ
Вопросы применения Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

В обзоре судебной практики 3 (2015) от 25.11.2015 Верховный суд РФ разъяснил свою позицию относительно применения КАС РФ в ответах на вопросы, возникающие в судебной практике >>>

О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства
В постановлении Пленума ВС РФ №50 от 17.11.2015 разъяснено, что судебная защита прав, свобод и законных интересов граждан и организаций при принудительном исполнении судебных актов, актов других органов и должностных лиц осуществляется в порядке искового производства по нормам соответствующих сводов законов с учетом распределения компетенции между судами >>>